Меню сайта |
|
|
Категории раздела |
|
|
Наш опрос |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Форма входа |
|
|
|
Выступление на районных педагогических чтениях « Опыт инновационных процессов в дошкольном образовательном учреждении»
«Развитие представлений о животных разных природных зон посредством дидактической игры у дошкольников 6 – 7 лет» Двадцать первый век прогнозировали как информационно-экологический
Факт этот подтверждается, что позволяет говорить о приоритетности экологического образования подрастающего поколения. Однако, как считает Генеральный директор ЮНЕСКО Майор Ф., решить эту проблему можно только «посредством Глобального воспитания», т.е. постановкой экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с дошкольных учреждений.
Выдающимися педагогами и психологами (Логинова В.И., Николаева С.Н., Саморукова П.Г., Хайдурова И.А.) доказано, что в период дошкольного детства в процессе целенаправленного воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры, осознанно-правильное отношение к явлениями объектам живой и неживой природы. Осознанно-правильное отношение вырабатывается на основе чувственного восприятия при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребёнка с растениями и животными, имеющимися на территории детского сада.
Ребёнок узнаёт, что у всего живого есть определённые потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма.
Экологическое воспитание в детском саду необходимо строить на игровой основе – с большим включением в педагогический процесс разных видов игр. Исследователи Бондаренко А.К., Иваницкая Е.Ф., Сорокина А.И и другие установили, что дидактическая игра это не только форма усвоения отдельных знаний и умений, но прежде всего- это деятельность, способствующая общему развитию ребёнка.
Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направлять внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. Вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умения распоряжаться знаниями в разных условиях.
Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление детей узнавать что-то новое, искать, проявлять усилие и находить, обогащать духовный мир детей, что способствует всестороннему развитию ребёнка.
Однако педагогическая наука не имеет достаточно разработанных рекомендаций по использованию дидактических игр в условиях эколого-образовательного процесса дошкольных учреждений, и это подтверждает актуальность данной проблемы.
Как показал анализ методической литературы и практики, дидактические игры для развития представлений о животных используются недостаточно.
Возникает противоречие между необходимостью использования дидактических игр в развитии представлений о животных разных природных зон у старших дошкольников и недостаточным количеством разработок по данной проблеме.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, каковы педагогические условия использования дидактических игр в развитии представлений о животных разных природных зон у детей 6-7 лет?
Решение проблемы составляет цель нашего исследования: выявить педагогические условия использования дидактических игр в развитии представлений о животных разных природных зон у дошкольников 6 -7 лет.
В соответствии с целью нашего исследования мы поставили следующие задачи:
• Изучить психолого-педагогические основы развития представлений о животных разных природных зон у детей 6 -7 лет;
• Охарактеризовать возможности дидактических игр в развитии представлений о животных разных природных зон у детей 6 -7 лет;
• Подобрать и апробировать серию дидактических игр по развитию представлений о животных разных природных зон у детей 6 -7 лет;
Исходя из цели и гипотезы нашего исследования, мы осуществили экспериментальное изучение влияния дидактических игр на развитие представлений о животных разных природных зон у детей 6 -7 лет; Для того чтобы выявит уровень представлений нами была проведена экспериментальная работа, которая состояла из трёх этапов.
В ходе диагностики на первом этапе эксперимента мы выяснили, что дети владеют представлениями о животных разных природных зон в разной степени. Дети знают много названий животных, но не все правильно показывают названных животных на картинке. Основанием для группировки по признакам дети выделяли: место обитания(живут в лесу, в Африке, в джунглях), движения животного (Бегают, прыгают), размер животного(Большой, маленький). Дети хорошо знают среду обитания( в воде живут кит, крокодил, дельфин, черепаха; на земле, на суше: львы, тигры, медведи, лисы, волки и многие другие), но неправильно дают названия некоторых природных зон. Интересно отметить, что в ходе диагностики мы выявили и тот факт, что экзотических животных дети знают гораздо лучше, чем животных лесной полосы.
На формирующем этапе эксперимента свою работу мы направили на подбор и проведение дидактических игр экологического содержания.
Подобранные нами игры помогли нам:
Уточнить и закрепить представления детей об особенностях внешнего вида, повадках, образе жизни, особенностях поведения, роста и развития животных разных природных зон;
Совершенствовать умения детей группировать животных с учётом специфика условий мест обитания, степени зависимости и приспособленности к окружающей среде;
Установить взаимосвязи между особенностями внешнего вида объектов природы и условиями существования.
Игры предлагали детям последовательно, в связи с усложнением познавательных задач, включали варианты игр и усложнения. На протяжении всей исследовательской работы проводили разнообразные игры экологического содержания: игры-путешествия, игры-предположения, игры-диалоги, игры-беседы, настольно-печатные игры, игры-загадки и др. Например, в игре «Цепочка» дети, стоя по цепочке, передавая картинку с изображением животного, называли по одному признаку данного объекта так, чтобы не повториться. Такая цепочка получилась в ходе этой игры: лев – животное, дикое, сильное, хищник, быстрый, ловкий, могучий, бесстрашный, царь зверей, красивый, хитрый, мощный, охотится за добычей, никого не боится, живёт в тропических джунглях, в саванне. Как мы видим, дети полно характеризовали животных, называя отличительные признаки.
Для проявления умственной активности, умения самостоятельно справляться с поставленными дидактическими задачами, проводили большую предварительную работу по накоплению представлений об окружающей действительности( знакомили с природными зонами Земли, их климатом, растительным и животным миром), так как, не имея запаса представлений, ребёнок оказывается не в силах постичь радость выигрыша в игре.
На завершающем этапе эксперимента мы выяснили, что уровень представлений дошкольников о животных разных природных зон значительно повысился. Дети научились анализировать воспринимаемые объекты и явления, выделяя в них существенные признаки и свойства, делать выводы.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что старшим дошкольникам свойственно разнотипное деление животных (т.е. по разным признакам): на основе взаимосвязи с человеком(дикие, домашние), по способу питания (травоядные и хищные), по среде обитания (вода, суша), по способу передвижения (бегает, ползает, прыгает), приспособленности к месту обитания (природной зоне).
Необходимо отметить и тот факт, что процесс игровой деятельности, в котором старшие дошкольники ощущают повышенную потребность, позволил не только обеспечить возможность закрепления и усвоению экологических представлений, но и пробудил интерес к природе, развил ценностное к ней отношение, предоставил возможность самостоятельной инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения, контроля и оценки результатов собственной экологической деятельности. Наше исследование показало, что через дидактические игры успешно осуществляются не только задачи умственного воспитания детей, но и происходит формирование таких качеств, как умение подчинять свои действия достижению поставленной цели.
Привлечение детей к разработке и оформлению наглядного материала к дидактическим играм позволило увеличить интерес старших дошкольников к играм, сплотить детский коллектив, закрепить представления об интересующих детей объектах природы.
В ходе исследования мы решили поставленную перед нами проблему и выяснили, что педагогическими условиями развития представлений о животных разных природных зон у детей 6 – 7 лет являются:
1. Наличие представлений о животных.
2. Подбор и регулярное проведение разнообразных дидактических игр экологического содержания с постепенным усложнением познавательных задач.
3. Привлечение детей к разработке наглядного материала к играм.
4. Стимулирование интереса к игре путём использования загадок, считалок, сговора на игру, напоминания об игре.
5. Понимание ребёнком конкретной задачи, которая ставится перед ним в дидактической игре, т.е. умение педагога дать понятную инструкцию.
Данные условия мы выявили в ходе изучения и анализа психолого-педагогической литературы, наблюдений за детьми, анализа педагогической документации, анкетирования родителей воспитанников, педагогического эксперимента, бесед с педагогами и воспитанниками.
Таким образом, поставленные цели и задачи нашего исследования мы считаем достигнутыми. |
Категория: Мои статьи | Добавил: Весна (01.08.2014)
|
Просмотров: 516
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Поиск |
|
|
|